Джо Хадсон — Как правильно ссориться
Джо: Привет! В какой-то момент нужно перестать просто смотреть на меню и попробовать еду. Чтобы это сделать, приходи на один из наших бесплатных воркшопов, где ты сможешь "попробовать на вкус" наш уникальный формат обучения. Чтобы забронировать место, заходи на сайт view.life слэш explore или нажми на ссылку в описании.

Бретт: Знаешь, большую часть своей жизни, когда я представлял себе идеальные отношения, первое, что приходило в голову, или первая картинка, которая вставала перед глазами — это пожилая пара, сидящая в парке, они мило держатся за руки, как будто уже прошли через все жизненные трудности и просто находятся рядом друг с другом. А потом, когда у меня начали появляться свои отношения, они обычно были совсем не такими, разве что в начале, когда всё казалось таким идеальным, потому что мы оба старались быть теми, кем, как нам казалось, другому хотелось нас видеть, пока это продолжается.

Джо: Точно, и с помощью "любовной химии (гормонов) которые добавляются в микс эмоций и эйфории в первые три месяца, которые всё усиливают.

Бретт: И ещё, мы начинаем замечать, что лучший секс у нас бывает после хорошей ссоры, и что это вообще такое? Ты недавно записал серию видео на YouTube, по сути, о том, как вести себя в отношениях и как правильно ссориться. Я бы хотел сегодня это обсудить.

Джо: Да, это было бы здорово. Работа с YouTube оказалась довольно интересной. Мы решили создать канал на YouTube, и я, как обычно, начал с того, что изучил, как это делается: поговорил с разными людьми, нам повезло, что мы знали нескольких успешных ютуберов, они рассказали нам, как всё устроено, как делать видео, какие есть варианты и всё такое прочее. Обычно я просто следую всем советам, пока мы не доведём это до того момента, когда можно сказать: "Ага, вот что они имели в виду, мы это делаем". А потом я обычно думаю: "А что нужно сделать, чтобы это было не просто хорошо, а действительно отражало меня самого, чтобы я мог гордиться этим не для кого-то другого, а для себя?" И вот тогда, этим летом, в августе, до меня дошло, что я хочу сделать — настоящее обучение через видео, но не в формате "списков", да? Обычно YouTube — это когда учитель говорит: "Вот три способа стать более продуктивным", ну, ты понимаешь. А я подумал, а что, если просто поговорить обо всех этих вещах, уделив каждой по 5-6 минут, не спеша. И, кажется, мы сделали видео "Как правильно ссориться". Точно, сделали "Как правильно ссориться", и там было около 20, может, 22 обучающих видео только по этой теме на нашем YouTube канале. И это было круто, потому что, когда мы всё закончили, мы подумали: "А ведь из этого можно сделать полноценный курс". Например, все, кто уже прошёл курс "Соединение", могли бы пройти этот курс о том, как правильно ссориться, бесплатно, если у них уже есть инструменты из "Соединения". Мы могли просто раздать этот курс и добавить упражнения, которые бы шли вместе с ним. Все, кто прошёл курс "Соединение", могли бы посмотреть эти видео, а потом делать упражнения в паре. Мы подумали: "Вау, это действительно здорово, когда находишь выражение, которое полностью твоё". И я не знаю, понравится ли это YouTube, может быть, YouTube вообще это не оценит, но я был так горд, когда смотрел это. Я думал: "Вот что я хочу делать". Это был классный опыт. Посмотрим, что из этого выйдет.

Бретт: Да, давай посмотрим.

Джо: Да, знаешь, что напомнило мне, насколько это важно, это недавняя ситуация, как раз перед Groundbreakers. Мы с Тарой занимались чем-то очень напряжённым, и, как это бывает, возникло напряжение. Мы поругались прямо перед несколькими со-ведущими. И мы с Тарой не скрываем свои ссоры. Если мы ссоримся, то мы ссоримся. И вот мы закончили, ссора длилась, может, минут пять. Мы посмотрели на них и сказали что-то вроде: "Извините, что вам пришлось это наблюдать" или что-то в этом роде. Я не уверен, что мы даже извинились, но что-то им сказали, типа: "Ого, это, наверное, было напряжённо". И они такие: "Это была ссора? Что? Что?" И это напомнило мне, насколько важно уметь правильно ссориться, ссориться так, чтобы это было по-настоящему полезно. Когда я говорю "правильно", я имею в виду, что каждая ссора приближает вас друг к другу. Ты ссоришься так, что чувствуешь себя сильнее, лучше, и что ты растёшь после каждой ссоры, что это не просто выпуск напряжения. Это не спортивная игра, да? Часто люди испытывают напряжение, идут на спортивное событие, кричат, шумят, чувствуют себя лучше. И в этом есть какой-то смысл. Но если делать так в ссоре, это может привести к разрушительным последствиям. Намного лучше, когда ты знаешь, что каждая ссора делает вас ближе. Каждая ссора приближает тебя к самому себе. Каждая ссора учит вас быть вместе так, чтобы это было более любящим, более искренним, более глубоким. И тогда сами отношения становятся возможностью для роста, духовным путём, если хочешь, или путём самосовершенствования — называй, как хочешь.

Бретт: Да. Прежде чем мы углубимся в тему, как правильно ссориться, мне интересно: как ты различаешь хорошую ссору, после которой отношения становятся ближе, либо прямо во время ссоры это происходит, и что-то вроде "развлекательных" ссор или постоянных циклов ссор, когда люди ссорятся, потому что привыкли считать, что так выглядит любовь? То есть если мы не ссоримся, значит, что-то не так. Мог бы ты прояснить этот момент?

Джо: Да, тут много разных способов понять. Если вы снова и снова ссоритесь по одному и тому же поводу, значит, ваши ссоры не исцеляют. Возможно, вы обсудите одну и ту же тему три, четыре или пять раз, пока не разберётесь с ней, но каждый разговор будет немного отличаться. Каждый раз это должно быть нечто новое. Ещё один признак — это когда ваши ссоры не становятся оскорбительными (abusive). Вы не сможете добиться прогресса, если будете постоянно ре-травмируете друг друга. Я расскажу тебе личную историю об этом. Помню, когда мы с Тарой только начали отношения, мы пошли к терапевту и рассказали ей о наших ссорах, а она сказала: "Да, это вербальное насилие (абьюз)." Мы ответили: "Какое ещё вербальное насилие? Это же то, что все делают." Мы видели, как наши родители так делали, просто кричали друг на друга. Но она ответила: "Нет, это вербальное насилие." Мы задумались и подумали: "Чёрт, мы действительно абьюзим друг друга." И тут важны не только семантика и формулировки, но то, что мы осознали: мы пытались контролировать друг друга с помощью нашего гнева. И я бы сказал, что каждый раз, когда ты пытаешься контролировать кого-то с помощью угрозы чего-либо, это можно назвать насилием.

Ещё один признак — это когда вы проявляете гнев друг на друга без "разрешения" или согласия. Примеры насилия могут включать крик друг на друга без согласия, гнев без согласия, угрозы, например, угрозы развода или чего-то в будущем. Это, конечно, может включать физическое насилие. И один из способов понять — это если после ссоры ты теряешь себя, если по окончании ссоры ты думаешь: "Что только что произошло? Это не то, как я хотел, чтобы всё было." И я не имею в виду сразу после ссоры, а, скажем, через два-три дня. Если ты не можешь оглянуться на эту ссору с чувством гордости, то, скорее всего, вы просто повторяете цикл и травмируете друг друга снова.

Обычно, когда люди ссорятся в отношениях, как мы обсуждали в других подкастах, оба находятся в состоянии своей травмы, да? Когда мы в своей травме, мы не в моменте. Мы реагируем так, как будто мы снова дети или как будто мы в старых отношениях. И поэтому наши реакции на слова друг друга становятся чрезмерными. Я недавно разговаривал с одним человеком, и он рассказал, что у него, по сути, два брака. И я думаю, что это может быть знакомо многим людям. Один брак — это их текущие отношения, а другой — это отношения между его родителями. То есть, допустим, их зовут Джон и Нэнси. Один брак — это Джон и Нэнси. А другой брак — это отец Нэнси и мать Джона. Они буквально видят свою мать в своём партнёре, и отца — в своём супруге. Они просто находятся в своей травме, а не в реальности того, что с ними происходит, и реагируют именно так. Если ты теряешь себя таким образом, если ты погружаешься в свою травму, то твоя ссора не продуктивна. Это одни из простых способов понять разницу.

Бретт: Да, похоже, это как раз про то, что ты действительно присутствуешь здесь, в этой ссоре, а не возвращаешься назад в свою травму. Как будто то, что происходит сейчас, воспринимается как новый опыт, который даёт какую-то нейропластичность, расширяет границы допустимого, или что-то ещё, что позволяет этому опыту трансформироваться и помогает вам видеть друг друга и самих себя более ясно.

Джо: Да, и это не обязательно должно быть на 100%. Можно просто осознать: "О, я сейчас в своей травме. Я не могу доверять себе в этой ссоре, потому что нахожусь в травме." Я десятки раз говорил это Таре. Она тоже мне так говорила: "Я сейчас в своей травме." И тогда другой может ответить: "Ага, это не ты. Это не твоя настоящая реакция. Как я могу поддержать тебя? Как я могу любить тебя в твоей травме? Как быть рядом, чтобы не травмировать снова, а увидеть, что происходит на самом деле?" И это не значит, что если ты осознаешь, что погружаешься в травму, нужно сразу убегать от ссоры. Это может быть избеганием. Часто исцеление в ссорах происходит как раз через то, что ты погружаешься в свою травму рядом с тем, кто тебя любит. И это возможность в почти каждой серьёзной ссоре. В любой серьёзной ссоре одна из самых больших возможностей — это когда кто-то рядом с тобой любит тебя в твоей травме. Когда кто-то даёт тебе то, чего ты не получил в момент, когда эта травма впервые возникла. Вот в чём возможность. Вот почему в таких моментах возможен огромный рост.

Бретт: Ты упомянул о том, что есть избегающее поведение, когда человек говорит: "Я сейчас в своей травме." И это может стать привычной схемой — когда предстоит трудный разговор, я просто скажу, что нахожусь в травме, и избегу его. И способов избегания много. Мы можем избегать даже тогда, когда используем фразы вроде: "Когда ты сказал(а) X, я почувствовал(а) Y, и придумал(а) историю о том, что Z", таким образом, чтобы это на самом деле уводило меня от моего эмоционального опыта, вместо того чтобы исследовать его. Есть множество формульных приёмов и инструментов для отношений, которые могут быть полезны. Но иногда они могут приводить и к избеганию.

Джо: Да. Не представляешь, сколько раз я видел то, что называю "new-age ссора". Знаешь, что это такое, да? Когда люди выучили какую-то методику, например, ненасильственное общение или что-то ещё, и используют это в ссорах. Например, в ненасильственном общении важно заявлять о своих потребностях. И кто-то может сказать что-то вроде: "Мне очень нужно, чтобы ты сейчас прекратил(а)". Но это уже не ненасильственное общение. Ты можешь взять любой набор правил и превратить его в способ ссориться, который не будет продуктивным.

Бретт: Итак, как бы ты это объяснил? Мне кажется, что у людей в их развитии есть своего рода путь. Сначала они ссорятся бессознательно, не осознавая, что ссоры могут привести к росту, или они просто застревают в своей травме. А потом наступает этап, когда они понимают: "О, на самом деле существуют практики, инструменты, модели, способы взаимодействия, которые могут привести к более глубокому контакту." И это может быть даже ссора, которая нас к этому ведёт. Хотя, конечно, это не единственный способ достичь более глубокого контакта. И потом иногда в этом процессе люди могут застрять в цикле бесконечной "проработки". Когда они чувствуют, что каждый раз, взаимодействуя с партнёром, им нужно обязательно указать на самое неприятное, что они замечают в отношениях в любой момент. И это приводит к тому, что внимание сосредотачивается на мелочах, которые создают ощущение постоянного диссонанса в отношениях. Как будто вы постоянно что-то прорабатываете, потому что всё время говорите об этом, всё время озвучиваете свои чувства. Как вы с Тарой прошли через это? Если я сейчас описываю только начало пути, то как выглядит остальная часть этого пути? Путь отношений, где люди учатся правильно ссориться и трансформируются через эти ссоры.

Джо: Да, это может начинаться по-разному. У некоторых людей начало пути такое: "Мы вообще не ссоримся. И мы счастливы. Смотри, как мы счастливы." Это как в фильме "Степфордские жены" — такой фальшивый, пластиковый мир. А у других всё начинается с жестоких, злых, оскорбительных ссор. Если начать с таких ссор, то обычно это продолжается до тех пор, пока не появятся какие-то инструменты. Эти инструменты начинают немного помогать, но всё равно есть потребность "выпустить" эту ссору наружу. И причина в том, что настоящая травма не прорабатывается. Люди ещё не поняли, что значит исцеление. Возможно, они один или два раза почувствовали разрешение конфликта, но они ещё не поняли, что значит по-настоящему чувствовать. Так что они используют инструменты, но начинают их подменять, и это приводит к постоянной проработке, как ты говорил. Обычно это приводит к тому, что они пытаются быть друг другу терапевтами и всё ещё хотят друг друга "исправить".

Одна из главных вещей, которую ты учишься делать в правильной ссоре, — это понимать, что ты можешь исправить только себя. Ты вообще не фокусируешься на том, чтобы "исправить" другого человека. Ты не обращаешь внимание на их здоровье, их благополучие или как они могут стать лучше, если они тебя об этом не просят. Ты фокусируешься только на себе, и это очень важная часть в том, как правильно ссориться — полная концентрация на себе. И тогда у тебя начинают появляться моменты, когда ты можешь "увидеть" сквозь ссору и проявить себя любящим образом. И лучший способ быть терапевтом — это не быть им, а просто любить и быть рядом с ними.

И тогда ты начинаешь понимать, что имеешь дело с травмой, с паттернами и установками из прошлого, а твои отношения — это возможность увидеть их и исцелить. И тогда начинается игра. Я уже не могу дождаться следующей ссоры. Я не могу дождаться, потому что каждая ссора — это возможность раскрыться и стать более собой. Это требует от каждого человека учиться быстро переходить в состояние "не защиты" (non-defensiveness). Как быстро я могу перейти от состояния обороны к незащищённости (non-defensiveness)? Когда ты сделал это два, три, четыре, пять раз, это становится очень легко, потому что это невероятно круто. Это так хорошо, когда ты можешь сказать: "Нет, это не так", а затем: "Да, ты прав, я вижу это. Я вижу, почему ты так видишь ситуацию. Твоя реальность верна для тебя, а моя верна для меня. Я не говорю, что ты не прав или что я прав". Вот в чём суть этого процесса.

Бретт: А что насчёт людей, которые не ссорятся?

Джо: Ну, к сожалению, самый распространённый сценарий здесь — это отсутствие ссор, затем отсутствие ссор, затем развод. "Мы не ссоримся, мы не ссоримся, я не знаю, что случилось, я думал, что мы были абсолютно счастливы, а она просто ушла." И ты часто слышишь такие истории. Но если это идёт к исцелению, то первый шаг — это "мы не ссоримся". А затем начинаются ссоры, но не о настоящем. Мы ссоримся о посуде или кофемашине, но не говорим полной правды. Это критически важно — говорить всю правду в отношениях. Делать это с открытым сердцем и с добротой. Это не то, что ты говоришь свою правду, чтобы быть правым и вести себя как полный придурок по отношению к партнёру. Нет, это правда с открытым сердцем, незащищённостью, даже если это приведёт к ссоре. Потому что именно такие ссоры исцеляют.

Та часть тебя, которую ты сдерживаешь в отношениях, — это та часть, которая нуждается в исцелении в этих отношениях. И вот это следующий шаг. Сначала у вас будут маленькие ссоры, которые не касаются настоящей проблемы. А затем вы начнёте учиться говорить свою правду. Да, некоторые ссоры могут быть довольно бурными, но это обычно длится недолго для таких людей. И затем они переходят к осознанию, что можно исцелиться. Возможно, они изучат несколько навыков, возможно, они будут использовать те же самые навыки, что и другая группа, чтобы "вооружиться" ими. Но в конечном итоге они увидят, что травму можно исцелить. И когда ты это чувствуешь, когда ты видишь это три или четыре раза, это становится зависимостью. Это лучшее, что может быть.

Бретт: Да, мы немного говорили о том, что многие навыки в отношениях можно использовать как оружие. Мне также интересно, как само пребывание в любящем присутствии может быть использовано как защита или оружие? Спрашиваю, потому что у меня были такие моменты в ссорах, когда я думал: "Хорошо, я буду любящим присутствием", и мой партнёр выражает злость или что-то ещё, а я такой: "Да, я здесь с тобой". Но на самом деле я не был полностью с ней. В какой-то степени я был как пустое место, аморфная, безличная сущность, которая не встречает человека со своими чувствами и правдой, а просто "держит пространство". И это может быть очень раздражающим. Это может сводить с ума — быть в отношениях с кем-то и действительно показывать свою уязвимость, а злость как раз может быть такой уязвимостью, и не получать ответа, когда кто-то говорит: "Да, я просто здесь, и я люблю тебя". И есть разница, когда это действительно искренне. Кажется, что есть разница между тем, когда человек говорит: "Я буду практиковать любящее присутствие", но его мышцы напряжены, он сдерживает себя и не чувствует, что чувствует на самом деле, и улыбается, вместо того чтобы полностью принять свою боль.

Джо: Это прекрасно. Прекрасно сказано. Мне кажется, ты уже ответил на свой вопрос. Здесь есть тонкость — это может немного сбивать с толку, потому что есть естественная реакция на любящее присутствие — это "укусить" его, проверить его. "Ты действительно собираешься любить меня? Fuck you! Ты не собираешься любить меня. Fuck you!" Они могут говорить что-то другое, но на самом деле это именно то, что происходит. Они тыкают и проверяют, действительно ли эта любовь настоящая, действительно ли их будут любить. И поэтому иногда...

Бретт: Да, ты будешь точно таким же, как раньше, как все остальные, как мама и папа.

Джо: Да, точно. Иногда, когда ты присутствуешь в любящем состоянии, это делает именно то, что должно — поднимает всю эту грязь на поверхность, чтобы её можно было полюбить. Это травма, потому что человек находится в своей травме и такой: "О, здесь есть любовь. Я в безопасности, чтобы погрузиться в свою травму и быть любимым здесь. Я проверяю это." Оба этих процесса могут быть верными одновременно. Так что, если ты склонен к диссоциации, ты можешь убедить себя, что ты не любишь правильно. Первое, что я бы сказал: если ты находишься в любящем присутствии, тебе самому нужно решить, в нём ты или нет, это не их решение. Ты чувствуешь, что ты в своём теле или нет? Вот в чём разница. Ты в своём теле или ты покинул его? Ты полностью в голове, говоря: "Я в любящем присутствии", или ты находишься в трансе? Ты вроде бы присутствуешь, но без воплощённости.

Любить кого-то — это очень телесное ощущение. Это буквально про то, чтобы чувствовать. У многих из нас были такие моменты с мужем, женой, парнем или девушкой, когда ты смотришь через стол и просто думаешь: "О, я так тебя люблю". Вот как это ощущается. И так же это ощущается, когда они злятся. Это — воплощённое чувство. Это приятное ощущение, которое происходит, и ты не можешь заставить себя его испытать. Ты можешь лишь погрузиться в свою травму, уважать друг друга, научиться ссориться правильно, и тогда появляется доверие. Что-то происходит, и ты осознаёшь: "О, это травма, это не мы. Это не личное." Это просто как прополка сада, и я могу наслаждаться прополкой или ненавидеть её. Это мой выбор.

Когда это происходит, это благословение. "Благословение" — странное слово, потому что оно несёт религиозные коннотации, но это подарок. Это не то, что ты можешь контролировать. Ты можешь лишь создать условия для этого, ухаживать за своей "почвой".

Бретт: Да, и говоря о том подарке, ты упомянул, что когда ты глубоко любишь другого человека, естественно, что всё больше их травм всплывает, чтобы проверить эту любовь, чтобы убедиться, что она настоящая. И бывает так, что по мере того, как ты углубляешься в отношения и находишь всё больше любви друг к другу, кажется, что на каком-то уровне всё становится хуже. Ты думаешь: "Раньше ты видел(а) меня как идеального, я не мог(ла) сделать ничего плохого, ты любил(а) все мои странности, а теперь ты видишь во мне что-то, как будто я твой избегающий отец или просто проблема, которую нужно решить, как будто я проект". И можно воспринять это интеллектуально или эмоционально как то, что отношения ухудшаются, что что-то рушится. Но на самом деле, то, что происходит, — это переход от ссор о посуде к тому, чтобы ссориться о чём-то более реальном в ваших отношениях, к тому, чтобы вскрыть ту ссору, которая никогда не была разрешена в твоей ранней жизни. И, наконец, найти место, отношения, где эта ссора может быть увидена и полюблена так, как это нужно, не по предписанным правилам, а естественным образом, который возникает в этих отношениях.
Джо: Точно. Не представляешь, сколько раз происходило следующее: я работаю с парой или с одним человеком из пары, и они рассказывают мне, что произошло в отношениях, они полностью расстроены, а я говорю: "Отлично". Потому что я вижу, какой прогресс они делают, хотя в тот момент это кажется полным дерьмом. Это как человек, который бежит марафон, говорит: "Я устал". И ты думаешь: "Да, так и должно быть, когда бежишь марафон, это хорошо. Это значит, что ты уже на 24-й миле. Ты делаешь прогресс, ты там". И это очень похоже на то, что есть определённые трудности в ссорах, которые являются признаком прогресса, но ты не можешь это увидеть, пока всё не закончится.

Я буквально говорил об этом с Тарой на днях. Не помню точно, семь или восемь лет назад, у нас был действительно плохой момент в отношениях. У нас тогда много лет до этого происходили эти удивительно исцеляющие ссоры. Я думал, что всё это позади, почти не помнил наших яростных ссор. И вдруг они вернулись с новой силой на шесть месяцев, и я думал: "Что за...?" И много лет мы оба жалели, что это произошло. Ну, не то чтобы "жалели", но это был тот случай, когда думаешь: "Этого могло бы не быть, мы могли бы справиться иначе", и всё такое. И вот я говорил ей, буквально прошлой ночью: "Я думаю, что именно эта серия ссор уничтожила мой нарциссизм." Конечно, нельзя полностью избавиться от нарциссизма, но была такая часть меня, которая вдруг ставила меня выше Тары, и именно эти ссоры разрушили это. Мой мозг больше не может сравнивать меня с Тарой.

Когда я говорю об этом, я буквально чувствую, как накатывает, потому что это был такой огромный подарок — почувствовать, что это больше не со мной. Было так больно держать себя даже чуть-чуть выше, даже в самых незначительных моментах. Это была ужасная серия ссор. Но я ни за что не откажусь от этого ради того мира и той любви, которые я чувствую в своём сердце каждый день сейчас. И тогда я думал: "Чёрт, может, наш брак на грани. Может, я вообще ничего не понимаю." Я подвергал всё сомнению в тот момент. Но мы просто продолжали делать то, что делаем, быть рядом друг с другом. И я помню, как во время тех ссор мы научились просто сидеть и оставаться в любящем внимании друг к другу, несмотря на весь тот бред, который друг другу несли. "Я тебя слышу, я здесь с тобой. Я тебя держу."

Бретт: Да, когда ты сказал, что это заставило тебя поставить всё под сомнение, у меня всплыла одна из воспоминаний о моих отношениях с Алексой. Мы вместе около пяти лет с чем-то, конечно, не так долго, как ты с Тарой, но пару лет назад у нас было что-то похожее — серия действительно крупных ссор. Я пытался делать то, о чём говорил раньше: "Я в любящем осознании, я здесь для твоего гнева," но это на самом деле не работало, пока что-то не изменилось. И я прямо ответил ей своим гневом. Это было взвешенно, не направлено на неё, а просто я позволил себе быть в своём гневе, и она почувствовала, что её встретили в этом. И тогда в отношениях многое изменилось.

Но чтобы достичь этого момента, мне пришлось поставить под сомнение абсолютно всё, что я до этого считал. И это как дар, когда что-то заставляет тебя подвергнуть сомнению все свои убеждения. Это как в экстремальных видах спорта: нахождение на грани жизни и смерти мы считаем подарком, потому что это напоминает о нашей смертности и помогает уточнить наши ценности и понять, что важно для нас. В отношениях тоже есть что-то подобное: находясь на грани их "смерти", ты начинаешь видеть всё более ясно и чётко.

И в тот момент я, конечно, не всё сделал правильно. Я вышел из себя и закричал на неё, не чтобы манипулировать или что-то изменить, а просто как выражение того, что я действительно здесь. Кажется, я сказал что-то вроде: "Я действительно здесь. Я здесь!" И только когда я позволил себе это выразить, вместо того чтобы говорить: "Я здесь для тебя," она действительно это почувствовала.

И это сложно объяснить, потому что не хочется, чтобы люди услышали это и подумали: "О, значит, мне просто нужно пойти и накричать на своего партнёра, и это будет исцеляющим." На самом деле контекста было намного больше. И даже в тот момент я бы не сказал, что всё прошло именно так, как мне хотелось бы.

Джо: Да, именно. Это интересная вещь, о которой мы говорим в 'VIEW'. Мы говорим о вопросах с открытым концом и других вещах, которые помогают прийти к 'VIEW', но 'VIEW' — это то, что может произойти даже тогда, когда ты кричишь. И, похоже, это то, что случилось с тобой. Ты был настолько разочарован, это охватило всё твоё тело, но безусловная любовь, которая есть в 'VIEW', проявилась через этот гнев. Я такое видел, это редко, но я это видел. Видел эти моменты такой ясности, с чёткими границами, когда всё одновременно и в любви, и в гневе.

Бретт: И она в тот момент имела способность выдержать это. Потому что могло бы всё пойти совершенно по-другому, если бы не так. И это подводит меня к другому вопросу.

Джо: Возможно, но её способность быть рядом с этим моментом была значительно усилена твоим состоянием, потому что ты был в состоянии, когда словно говорил: "Чёрт возьми, я люблю тебя". Как ты сказал: "Я здесь", но на самом деле ты говорил: "Я чертовски люблю тебя". Я это чувствую, даже просто слушая, как ты говоришь об этом. Я это чувствую.

Бретт: Да. И мне интересно поговорить о так называемом окне толерантности, о том, как в ссоре люди могут отслеживать или обращать внимание на свою способность выдерживать эмоциональные нагрузки и способность своего партнёра. Как распознавать, когда кто-то выходит за пределы этой толерантности, возможно, замечая это в партнёре, когда проявляется скрытая травма, или в себе. Ты упомянул, как вы с Тарой говорили: "О, я сейчас в своей травме". И это звучит как что-то, что происходит на более поздних стадиях долгой практики, которая, вероятно, прошла через множество разных этапов.

Джо: Да, именно так. "Ты сейчас погружаешь меня в мою травму" — это, вероятно, первый этап этого осознания. Да, это отличный вопрос. Основное — ты несёшь ответственность за своё собственное "окно толерантности". Ты не можешь быть ответственным за окно другого человека. Просто не можешь. И ещё важно понять, что это проекция. Если ты думаешь: "Они не в своём окне толерантности", то лучшее, что можно сделать — сказать: "Я не в своём окне толерантности", потому что, скорее всего, ты проецируешь это.

Если ты обвиняешь кого-то в том, что он не увидел, что ты вышел за пределы своего окна толерантности, это абсолютная ерунда. Это не их работа. И в то же время, неважно, кто из вас вышел из этого окна — ты или они. Если ты чувствуешь, что они не в своём окне толерантности, просто скажи: "Я не хочу так ссориться". Это было большим открытием для нас: просто сказать: "Я не хочу так ссориться".

Теперь, что действительно важно — я хочу уточнить, что мы имеем в виду под "окном толерантности". Окно толерантности — это когда нервная система настолько погружена в травму, что человек не может видеть реальность за пределами этой травмы. Или когда нервная система настолько перегружена, что человек теряет себя. И если ты чувствуешь, что человек вышел за пределы своего окна толерантности, нужно уважать это, даже если это кажется избеганием. Это неважно, ты должен это уважать.

Я помню, что в начале наших отношений с Тарой я чувствовал то же самое, что и ты с Алексой: "Я зол. Почему ты не встречаешь меня в моём гневе? Это моя форма уязвимости. Почему ты убегаешь, когда я такой?" И чем больше она убегала, тем больше я чувствовал себя брошенным, и тем сильнее злился. Это очень распространённая динамика в отношениях. Она говорила: "Если ты так будешь со мной обращаться, я уйду", или: "Я не могу это вынести, я ухожу". И я думал, что это обо мне, но на самом деле ей нужно было знать, что она может уйти. Ей нужно было понять, что ей не нужно это терпеть. И как только она поняла, что может уйти, что это её выбор, она смогла всё больше быть рядом, встречать мой гнев и оставаться самой собой.

Так что, если у партнёра есть это окно, ты просто даёшь им время. Но самое важное — если ты сам уходишь, потому что твое окно толерантности исчерпано, очень важно сказать, когда ты вернёшься, как вы снова подключитесь. Потому что если ты этого не сделаешь, это будет воспринято как брошенность. И это просто погрузит их глубже в их травму. Поэтому очень важно сказать: "Я ухожу, чтобы позаботиться о себе, но я вернусь. И вот как я вернусь, или когда я вернусь, или при каких условиях я вернусь". Но нужно дать им понять, что ты не уходишь навсегда. Потому что когда человек в травме, когда кто-то говорит: "Я ухожу", это воспринимается как навсегда. Вот такие важные моменты.

Бретт: Да, и, как ты только что сказал, очень важно знать, что ты можешь уйти, что ты не застрял в ловушке. Важно подвергнуть сомнению установку, что ты в безвыходной ситуации: "У нас дети, у нас общий дом, я никогда не найду такую любовь снова." Эти убеждения могут сильно сужать пространство и заставлять нас чувствовать себя в ловушке. И тогда мы ссоримся, как загнанные в клетку звери, а не...

Джо: Точно. Да, это очень важный момент. Я часто говорю: очень сложно любить что-то, что ты воспринимаешь как угнетение. Или можно сказать это по-другому: нет безусловной любви без свободы и силы (empowerment). И нет настоящей свободы и силы (empowerment) без безусловной любви. Ты должен знать, что у тебя есть возможность уйти, чтобы по-настоящему любить. Ты должен знать, что не находишься в ловушке. Как ты красиво сказал, ссориться, как загнанное в клетку животное, — это очень некрасиво в браке.

Бретт: Хорошо. Немного раньше ты сказал, что никто не прав и никто не виноват. И я прям могу услышать, как у двух третей нашей аудитории сейчас волосы на голове встали дыбом. Что ты на это скажешь?

Джо: Легкая версия того, о чём я говорил, и то, что, вероятно, вызвало такую реакцию, заключается в том, что мы можем увидеть, что в любой перспективе есть своя правда. Допустим, ты и я смотрим на Бэй-Бридж. Ты находишься в башне Salesforce и смотришь сверху вниз, а я под мостом, смотрю вверх и фотографирую. Мы начинаем спорить: "Вот это Бэй-Бридж!" — "Нет, это Бэй-Бридж!" Но это просто разные перспективы, и обе они верны. Главное здесь — увидеть, что это просто другая перспектива, в которой есть своя правда. И поэтому нет правоты и неправоты. Не существует одного "правильного" моста. Это важный урок, потому что в ссоре мы, на самом деле, хотим, чтобы нас увидели. То, чего мы все ищем в конфликте — это быть увиденными.

Но, Джо, они действительно причинили мне боль, я теперь травмирован. Точно. И это очень важно — почувствовать, что тебя увидели. Способ это сделать — осознать, что в любой перспективе есть правда. Это не значит, что ты должен действовать определённым образом только из-за их перспективы. И вот тут люди путаются. Ты начинаешь думать, что чья-то перспектива "неправильна", если полагаешь, что должен что-то делать на её основе. "Если это Бэй-Бридж, значит, мне придётся плыть, потому что нет дороги для машины. Если это Бэй-Бридж, мне придётся лететь, чтобы добраться до него." Это критически важный момент.

Теперь сложная версия: буквально не существует правого и виноватого. Это связано с осознанием контекста и ещё кое-чем. Осознание контекста выглядит так: вода кипит при 100 градусах Цельсия, верно? Но это зависит от высоты над уровнем моря. На какой планете? На уровне моря 10 000 лет назад? На уровне моря сегодня? Потому что уровни моря тоже разные. Так что всегда есть контекст для любой правды. Не существует правды без контекста, если говорить с человеческой точки зрения.

Конечно, есть вещи, которые принесут нам больше боли или меньше боли. Есть идеи, которые будут полезнее или менее полезны. В математике есть правильные ответы, которые помогут построить устойчивый мост, и неправильные ответы, которые приведут к разрушению. Но когда дело касается человеческих отношений, понятий "прав" и "виноват" — это всего лишь способы создать разделение и осуждение. Думать, что ты прав, а кто-то другой неправ, или считать себя лучше или хуже — всё это приносит много боли, не только тебе, но и другому человеку.

Я часто замечаю в отношениях такую динамику: один из партнёров более эмоционален, а другой более логичен. Это очень распространённая динамика. Она встречается в любых парах: гетеросексуальных, лесбийских, гей-парах и других. Это не во всех отношениях, но во многих. Обычно в начале ссор у таких пар есть негласное соглашение, что логичный партнёр "прав" и умнее, как будто он знает больше. А эмоциональный партнёр чаще оказывается "неправ". Но на самом деле происходит нечто другое: у эмоционального человека больше эмпатии. Он чувствует: "Они правы. Это ощущается как правда". И зачастую это вообще не связано с логикой.

Бретт: Чувствуется эта убеждённость: "Это должно быть правдой."

Джо: Точно. И логичный человек не чувствует свои эмоции, он подавляет их через осуждение: "Ты не прав," или "Я лучше." И это просто идеально подпитывает друг друга. Это та вещь в отношениях, понимание которой полностью изменит динамику. Но ты не можешь заставить другого человека это увидеть. Ты можешь только сам прозреть в этом. Ты можешь сказать: "Подожди, я больше не буду верить этой истории, что я неправ, или этой истории, что я прав и лучше. Я не буду покупать эту историю, что я как-то более развит."

Я могу с уверенностью сказать вот что: если ты был с человеком больше года, вы одинаково развиты. Вы на удивительно равной почве. Ваши травмы настолько идеально подходят друг другу — это невероятно. Ваши уроки, которые нужно выучить, так же равны. Вы словно алгебраическое уравнение с равенством между двумя его частями. Это всегда так.

Забавно, даже сейчас, когда Тара и я обсуждаем пару, с которой работаем, или смотрим на друзей, и нам очень хочется встать на чью-то сторону. Нам хочется сказать: "Этот человек более спокоен, значит, он явно всё понимает." Но всегда, если присмотреться достаточно долго, понимаешь: "Нет, они идеально подходят друг другу. Это идеальное совпадение."

Бретт: И возвращаясь к той ссоре, которую ты описал с Тарой, когда потом ты осознал: "О, это на самом деле разрушило все те моменты, когда я думал, что я лучше". В моём случае было похоже. После той ссоры с Алексой я понял: "О, я действительно считал, что я более спокоен, а значит, лучше себя контролирую, лучше что-то там еще". И это было таким облегчением для нас обоих, когда это чувство превосходства отпало.

Я хочу вернуться к теме правды (truth), потому что интересно, как в английском языке одно и то же слово может означать много разных вещей. Когда ты говоришь, что "история правдива", это философское утверждение. А когда говоришь, что "в любой перспективе есть своя правда", это уже больше про контекстуальное утверждение. Как ты сказал, важен контекст. Но так как мы всё равно используем слово "правда" в обеих этих фразах, может показаться, что речь идёт о том, что есть правда как таковая. Хотя видеть правду в чьей-то перспективе — это скорее про любопытство к контексту. Это не столько про поиск истины в истории, сколько про вопрос: откуда исходит мой партнёр? В чём их контекст? Как они видят это так, как видят? И что я могу узнать из их перспективы, чтобы расширить свою? А также какие эмоции мне нужно будет испытать, чтобы рассмотреть эту перспективу? Какие эмоции я избегаю, когда свожу эту перспективу к "правильно" или "неправильно"?

Джо: Да, и это самое важное. Мы могли бы спорить о семантике "правды", но то, что ты сказал, действительно самое важное: что мне нужно почувствовать, если я не могу свести своего партнёра к "неправильному" (wrong) или "правильному" (right)? Это и есть самая глубокая суть.

Что касается части о "правде", мне нравится думать об этом так: в каждой перспективе есть своя правда, как в фотографии Бэй-Бриджа снизу и фотографии Бэй-Бриджа сверху. Обе фотографии правдивы, просто каждая отражает свою точку зрения. Так что правда каждой из них отражает именно ту перспективу, с которой она сделана. И обе они неполны. Это не менее важное осознание. Понять, что твоя перспектива абсолютно неполная, или, если нужно поставить точку, "неправильная" в том смысле, что есть что-то, чего ты абсолютно не видишь. Есть что-то, что я упускаю, и это очень важно видеть. Потому что это делает ссору намного проще: "О, да, есть что-то, чего я не замечаю. Есть какой-то момент, в котором я неправ, стопроцентно". Я гарантирую, что могу видеть это только с одного угла, и поэтому есть угол, который я упускаю. Есть что-то, чего я не понимаю. И это тоже важная тонкость. Это не "неправ" в смысле "я плохой", это просто: "Да, я не полностью прав".

Бретт: Ещё одну вещь хочу обсудить, прежде чем мы закончим. Говорят, что признак "умерших" отношений — это апатия. Мы говорили о том, что некоторые пары не ссорятся с самого начала. Другие начинают с больших бурных ссор и, возможно, проходят через трансформацию к более глубокому соединению через конфликты. И есть ещё отношения, где царит пассивная агрессия, которая медленно превращается в апатию. Мне интересно, если ты находишься в таких отношениях, где всё уже приближается к апатии, что ты бы порекомендовал? Что ты бы сказал человеку, который хочет попытаться вернуть эти отношения с края пропасти? Или если кажется, что никаких ссор уже не остаётся, потому что все силы уже потрачены.

Джо: Я думаю, что настоящий признак "умерших" отношений — это презрение. Когда один человек испытывает презрение к другому, это сигнал, что отношения практически закончены. Апатия — это часть этого, но не совсем апатия в чистом виде, как "мне всё равно". Это больше похоже на апатию, смешанную с презрением: "Ты отвратителен, и я не хочу с тобой иметь дело". В этом есть скрытый гнев, который больше не желает быть выражен.

Если я правильно помню исследования на эту тему, то если пара всё ещё готова ссориться, это означает, что всё ещё есть шанс. Но когда один из партнёров говорит: "Я больше не буду ссориться", и реакция становится слегка апатичной, это признак того, что отношения практически закончены.

Теперь, как бы я ответил на твой вопрос. Есть три вещи, которые я бы сказал.

Первое: говори свою правду с открытым сердцем. Если хочешь спасти отношения, говори свою правду с добротой, делись тем, что для тебя истинно.

Второе: слушай их с позицией "VIEW". Позволь всему быть услышанным, перейди к соединению, увидь их полностью, не принимая это на свой счёт. Видеть их такими, какие они есть, не пытаясь изменить или управлять ими. Снова, это о "VIEW" — дать им почувствовать, что их видят, и не воспринимать это как личное. Например, ты можешь сказать: "Я вижу, что ты сейчас испытываешь презрение ко мне". Конечно, ты не будешь использовать слово "презрение", но можно сказать: "Я вижу, что ты очень расстроен(а) из-за меня прямо сейчас. Я вижу, что ты хочешь сдаться в этих отношениях, и я понимаю, почему это может быть так. Давай поговорим об этом". Здесь важно создать безопасное пространство для их правды и говорить свою правду таким образом, чтобы это было максимально безопасно для восприятия.

Третье: если человек, с которым ты находишься, не хочет работать над отношениями, тогда просто отпусти и горюй. Ничего не изменится. Ты не можешь заставить кого-то любить тебя. Это просто не работает. Обычно тот, кто задаёт этот вопрос, — это человек, который пытается "погнаться" за любовью, пытается вернуть её. Но ты не можешь догнать кого-то, чтобы он тебя полюбил. Ты можешь прекратить быть реактивным, но если они сдались, это их выбор, их дело. Ты можешь уважать их достаточно, чтобы позволить им это пережить.

Я вчера разговаривал с человеком, который управляет бизнесом с двумя партнёрами. Она говорила о том, как она может с ними "сражаться", как она может уйти, и всё такое. Я просто спросил её: "А твои партнёры хотят работать над этим?" Она ответила: "Нет". Тогда я сказал: "Хорошо, и что это тебе говорит?" И она ответила: "Значит, нам нужно больше не работать вместе". Всё так быстро стало ясно.

И это то, что я бы сказал тем, кто задаёт этот вопрос.

Джо: Да, это было круто. Мы уже упоминали видео на YouTube, которые я недавно снял на эту тему. Люди могут найти их на нашем канале. Просто зайдите на YouTube и поищите там видео, или можно перейти по ссылке, которую мы оставим в описании этого эпизода.

Джо: Да, вы можете зайти на мой канал на YouTube — Joe Hudson YouTube channel, там будет плейлист. Мы будем выпускать видео время от времени, и когда все они будут опубликованы, мы добавим к ним упражнения. Любой, кто прошёл курс Connection Course, получит эти упражнения бесплатно. Я настоятельно рекомендую смотреть видео по порядку, потому что они так и задуманы.

Бретт: Круто. Спасибо, Джо. И спасибо всем, кто нас слушает.

Джо: Да, спасибо, дружище. Прекрасный разговор. Я ценю тебя.

Бретт: Спасибо, что слушаете подкаст "The Art of Accomplishment". Если вам понравилось то, что вы услышали сегодня, поделитесь этим с другом. И не забудьте подписаться на нас и поставить оценку в вашем приложении для подкастов. "Искусство достижения" было создано и ведётся мной, Бреттом Кисслером, и Джо Хадсоном. Моньи Келли — наш координатор производства, а этот эпизод был отредактирован командой On Replay.